Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трёх основных сферах: ТЕЛЕСНОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ и СОЦИАЛЬНОЙ.
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребёнком и взрослым, на психологическом - подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. У большинства подростков он протекает "болезненно" и для себя лично, и для окружающих ровесников и взрослых (родителей, педагогов, старших товарищей).
Основные психологические особенности:
1. Подросток- уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Взрослые, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
3. Кризис 12-13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
4. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремиться получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
5. Подросток за частую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
6. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
7. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством, его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленность.
8. Борясь с собственным одиночеством и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
9. Учебная деятельность и школа перестают быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
10. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
11. Для подросткового возраста характерно направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.
12. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизм подражания). "Я буду как взрослый"- копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослого. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом (как правило, не родители, а другие значимые взрослые).
13. Подросток стремиться следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т.д. Огромное влияние на их формирование оказывает средства массовой информации.
14. Не верно было бы полагать, что "Я - идеальная" формируется только по внешнему механизму. Это лишь начальная точка отсчёта. Дальше у большинства подростков следует овладение "взрослыми" умениями и навыками, заботой о ближних, а самое главное, мерой своей посильной ответственности за происходящее в семье и во круг, за себя и свои поступки.