И Г Р Ы
Игра «Меняются те, кто...» (10 мин.)
Цель: позитивное эмоциональное состояние.
Группа сидит на стульях, расположенных кругом. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках», или «Меняются все девочки», или «Меняются все, кто купался в море». Те участники группы, о которых говорил водящий, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Суть в том, что водящий должен в это время успеть занять чье-то временно освободившееся место. Понятно, что если водящий занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим, после чего цикл игры повторяется.
Принятие правил (3 мин.)
Цель: установление границ взаимодействия, обеспечивающих условия для сотрудничества и саморазвития.
Повторяем правила, принятые на занятиях предыдущего года:
1. Не нужно оценивать друг друга (люди не хотят говорить о себе, если знают, что кто-то оценивает их).
2. Надо относиться друг к другу с уважением, доброжелательно (если человек другой, это не значит, что он плохой).
3. Нельзя рассказывать за стенами комнаты для занятий о том, что говорили о себе и как проявлялись одноклассники (говори о себе).
4. Нельзя проявлять агрессию.
5. Необходимо слушать друг друга (говорим по одному).
Игра с мячом (10 мин.)
Цель: эмоциональное погружение в будущее.
Учащиеся встают в круг и в случайном порядке перебрасываются мячом, называя ассоциации к слову «будущее».
Игра «Моргалки» (10 мин.)
Цель: позитивное эмоциональное состояние.
Участники игры делятся на пары (можно использовать считалку «кошка — мышка»), один человек из пары садится на стул в кругу («мышка»), другой («кошка») встает у него за спиной. Стульев и «кошек» должно быть на 1 больше, чем «мышек», а количество участников должно быть нечетным. Задача «кошки», оказавшейся без «мышки», — сманить любую «мышку» из тех, кто сидит на стульях, моргая выбранной «мышке». Задача других «кошек» — не отпустить свою «мышку». Причем «кошкам» нельзя постоянно держать руки на плечах своих «мышек», нужно только удерживать их, соблюдая правила безопасности, в те моменты, когда одинокая «кошка» пытается подать знаки именно их «мышке». «Мышка», которую сманивает «кошка» с пустым стулом, сама решает, крепко ли ее удерживают, и если ее «кошка» зазевалась или не успела уверенно удержать свою «мышку» за плечи, она перемещается на свободный стул, и новая «кошка» ловит следующую «мышку».
Игра должна быть динамичной. Через некоторое время «кошки» и «мышки» меняются местами.
Игра «Угадай, кто это?» (10 мин.)
Цель: самопознание через взаимодействие.
Из аудитории выходит человек, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Задача вошедшего — отгадать, кого загадали участники. Каждый описывает черты характера и особенности поведения загаданного участника, отвечая на вопросы вошедшего.
Игра «Леди и джентльмены» (10 мин.)
Цель: позитивное эмоциональное состояние. Группа в полном составе сидит в круге.
Ведущий. Сейчас по моей команде мы все закроем глаза и поменяемся местами с кем-то, кто сидит напротив. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли.